Понедельник, 07.07.2025, 10:15
Приветствую Вас, Гость


Зачем в школе нужен психолог?

Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают несколько психологов.

Основной целью психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста.    

В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.

Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой "группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.

Развивающие и коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

Школьный психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.

Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.

Консультирование учеников, родителей и учителей — консультирование педагогов, родителей по вопросам развития, воспитания и обучения детей, консультирование учащихся по их запросам. Цель такой работы - оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

Психолог может познакомить клиентов с результатами диагностики, дать определенный прогноз, предупредить о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении. При этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем.

Психологическое просвещение заключается в том, формировать у учащихся, их родителей и педагогов потребность в психологических знаниях, желание использовать эти знания для саморазвития. Это знакомство с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития человека. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Психологическая профилактика – целенаправленная систематическая работа по предупреждению возможных психологических проблем у учащихся разных классов и выявлению детей группы риска (по различным основаниям). та работа проводится в форме обследований всех детей школы с целью выявить детей группы риска; в форме уроков психологии или групповых занятий; в форме оказания помощи детям в период адаптации к условиям образовательного учреждения.

У школьного психолога двойная нагрузка: с одной стороны, решается задача психологического сопровождения: повышение информационной культуры школьника, оказание помощи в развитии познавательных функций (памяти, внимания, мышления), а с другой - устанавливается уникальный межличностный контакт между психологом и учеником, сам по себе обладающий мощным, развивающим, психотерапевтическим эффектом.

Психологические проблемы, не разрешимые самостоятельно, могут возникнуть у любого, абсолютно нормального человека. Разница лишь в том, что у одного ребенка их больше, у другого – меньше, один может поделиться своими сомнениями с посторонними людьми, другой остается со своими проблемами наедине, наконец, последствия одних и тех же неразрешенных личностных проблем у разных людей могут быть разными.

Во всех этих случаях Вы можете обратиться к школьному психологу, который поможет Вашему ребенку, сделает его жизнь более комфортной.