Среда, 09.07.2025, 17:33
Приветствую Вас, Гость
Как сохранить здоровье педагога?
Здоровье педагога – деликатная и многоаспектная проблема. 
Профессия педагога это "работа сердца и нервов", писал Сухомлинский. Тем не менее, современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. 
Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов , специалистов  различных  социальных служб с людьми связана с большими нервно-психическими нагрузками.
Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются   в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной дея-тельностью.
День за днем уровень напряженности может накапливаться.  Возмож-ными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в ра-личных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. 
Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. 
Мне бы хотелось дать представление о возможной практической помощи педагогам, а также познакомить Вас с полезными психологическими упражнениями, которые, может быть, помогут вам, уважаемые педагоги, более конструктивно решать сложные педагогические ситуации, поддерживать хорошую психологическую форму и преодолевать эмоциональную напряженность. Некоторые из этих упражнений можно применять и с детьми.

Упражнения для снятия умственного напряжения
Упражнение выполняется сидя. Желательно сидеть на стуле,
имеющем твердую спинку. Спину держим прямо, мышцы шеи расслаблены. Для лучшего расслабления глаза держим закрытыми. 

- Поднимаем руки. Располагаем пальцы на висках и находим небольшую впадину приблизительно на середине виска. Это и есть нужная точка. При надавливании на нее ощущается боль.
- Массирование производится указательным пальцем, на котором прижат средний палец. Массирование производится круговыми движениями (лучше, если вы будете массировать оба виска синхронно). Сделай 20 круговых движений по направлению к лицу и 20 движений по направлению к затылку. Повторяем  еще два раза.
- Завершая упражнение, уменьшаем силу надавливания, постепенно пере-ходя к поглаживаниям. Завершив упражнение, сделаем 3 глубоких вдоха и выдоха.  

Пальцы слегка расставлены и немного согнуты в суставах. Кон-
чиками пальцев массировать голову в направлении ото лба к макушке, ото лба к затылку, от ушей к шее.

Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к пра-
вой части затылка и обратно. Затем левая рука – от правого виска к левой части затылка.

Упражнение «Голова».
Помимо интеллектуального напряжения, учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников, подавлять их чрезмерную активность, в чем-то сдерживать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у него перенапряже-ние и, как следствие этого, различные физические недомогания. Учителя часто жалуются на головные боли, тяжесть в затылочной области голо-вы.
Предлагаемое упражнение, помогающее снять эти болезненные ощу-щения.
  Станьте прямо, расправив плечи и слегка откинув голову назад. По-старайтесь понять, в какой части головы ощущаете тяжесть. Представьте себя, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите этот го-ловной убор рукой, выразительно, эмоционально бросьте его на пол. По-трясите головой, поправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Разрядка от гнева и агрессии. 
Сильно сжимаем руки в кулаки, чтобы пальцы впились в ладони, а затем разжимаем пальцы, расслабляем их. Делаем столько раз, пока не почув-ствуем, что напряжение уходит.  (слайд №6)

Вытягиваем руки вверх и тянись вверх изо всех сил, как будто хотим что-то достать с потолка. Тянемся до предела, а потом опускаем руки вниз, расслабляем их.  

Закрываем глаза и напряжённо нахмуримся. Сохраним это выражение лица сколько сможем, а потом расслабимся. Почувствуем, как напряжение исчезает.

Открывая рот как можно шире, складываем губы в большую букву О.  Так расслабляются мышцы лица.   

Трем ладони друг о друга, пока они не нагреются, а затем положим их на лицо. Закрываем глаза и чувствуем расслабление. 
В 1970-х годах  была разработана программа «Гимнастика Мозга» В нее входят упражнения которые активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью.  

Упражнение на подготовку к напряженной работе.
 Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком 15-20 с. 

«Перекаты головы».
 После выполнения этого упражнения голос начинает звучать гораздо громче. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Опустив плечи, повторите то же самое. Наклоните голову назад и снова делайте перекаты. 

Эта зарядка для тех, кто решил вернуть себя в рабочее состояние, стать жизнерадостным человеком, полным идей и вдохновения.

Звуковая гимнастика.  
Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие. 

Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу.  

Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности.  

Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе.  

Звук «Е» - создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.  

 Звуки «Р» помогают снять стрессы, страхи, заикания.  

Звуки «Т» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.  

Особенностью методики является дыхание: вдох через нос - пауза, активный выдох через рот - пауза. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха. 

Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, неудачи, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей 

Источник:http://edu.of.ru